Современный истерический
характер во многом отличается от того, который был описан, например, Ф.М.
Достоевским или З. Фрейдом. Настасья Филипповна, как она воссоздана
писателем, обладает сексуальной привлекательностью, провоцирует эротические
чувства к ней, но ей трудно превратиться в обычную любовницу. Сексуальная
разрядка для нее трудна. Фрейд начинал свою практику, работая с
истерическими женщинами. Он сразу обнаружил, что всем им присуща
репрессированная чувственность. Разумеется, сегодня эти черты характера
остались. Но культура наложила отпечаток на черты данного типажа. Поэтому
появились и другие свойства, которые характеризуют сексуальную культуру
нашего времени.
Как
известно из классического психоанализа, оральный, анальный и мазохистский
характеры отличаются слабым самосознанием, неполным ощущением своего «Я».
Основу Я-восприятия создает движение энергетического маятника. Он ограничен
и не закреплен у носителей этих характером в мозговом и генитальном
функционировании. Таких людей иногда называют импульсивными в
противоположность типам характеров, которым свойственна блокировка аффекта.
Таков, в частности, истерический характер.
В чем его зерно?
О. Фенихель пишет так: «Рассматривая механизмы истерии, следует иметь в
виду, что ее особенности отражают конфликты между интенсивным страхом
сексуальности и не менее интенсивным, но подавленном сексуальным влечением».
Каким образом возникает отвержение чувственности, страх перед ней? Мы снова
возвращаемся к детским переживаниям.
Что мы имеем в
виду, когда говорим, что девочка любит отца? Если ребенок достиг генитальной
стадии развития, то чувства девочки к отцу сексуально окрашены. Дело в том,
что каждое чувство имеет два компонента – романтический и сексуальный. У
ребенка оба эти слагаемые чувства не расщеплены. Это только взрослый
человек, к которого эти компоненты разделены, осознает, что нравиться могут
многие женщины или мужчины, но это вовсе не означает, что эти люди должны
стать сексуальными партнерами…
Ощущение девочки
иное. Она по-настоящему, сексуально и романтически (причем слитно), любит
отца. Но отец не может адекватно ответить на привязанность девочки, вот
почему подсознательно она чувствует себя отвергнутой, оскорбленной в своих
переживаниях. Этот психологический конфликт и оказывается истоком
истерического характера.
Личность с
истерическим характером привыкла бессознательно сексуализировать все
отношения: чувственная энергия переполняет ее и ищет выхода. Поэтому ее
поведение со стороны кажется странным, провокативным. Одна из моих
студенток, носительница истерического характера, надевала короткую юбку,
которая уже не соответствовала ее возрасту, облегающий свитера, ее макияж
был вызывающим. Губы подчеркивались яркой краской. Они всегда казалось
влажно привлекательными, зовущими. Студентка передвигалась легкой танцующей
походкой. Когда она томно спрашивала, в какой аудитории будут занятия,
казалось, что она приглашает нас на сугубо интимную встречу.
А вот иной пример.
Зачитывают результаты голосования на Ученом совете, где избирают заведующую
кафедрой химии. Оказывается, в бюллетенях оказалось три голоса «против».
Носительница истерического характера говорит про себя взволнованно,
трепетно: «Вот как я всех волную, вот я всех волную…» Другому типажу вряд
ли пригодилась такая реакция. А это женщина обращается к мужчине по
будничному поводу. Но она наклонилась над ним, опустила на него свой бюст и
шепчет в ухо страстно. Со стороны можно подумать, будто «любовники» забылись
и демонстрируют свои чувства прилюдно.
Если вы обратите
внимание истеричной личности на странности ее поведения, она очень удивится.
Ведь это делается не умышленно, а бессознательно. Вот почему Александр Лоуэн
пишет: «Истерический характер – это личность, склонная сексуализировать все
несексуальные отношения, ей свойственна внушаемость, иррациональные
эмоциональные вспышки, хаотичное, драматизированное и театрализованное
поведение и даже обман, вплоть до экстремальной формы – истерических
фантазий».
По мнению В.
Райха, самая выраженная особенность истерического характера – это явно
сексуальное поведение в сочетании со специфической телесной подвижностью,
которая носит отчетливый оттенок сексуальности. Связь женской истерии с
сексуальностью известна давно. Женщин с такой структурой легко заметить по
скрытому или неприкрытому кокетству походки, взгляда и речи. Истерическая
личность подорвана инцестуозной привязанностью. И снова В. Райх:
«Истерическому характеру свойственно сильное и неудовлетворенное сексуальное
стремление, которое сдерживается генитальной тревожностью; она чувствует
постоянное присутствие опасности, которая соответствует ее инфантильным
страхам. Изначальное инфантильное сексуальное стремление позже
утилизируется, чтобы прочувствовать, как и прежде, природу и величину
грозящих опасностей.
Строчки из
дневника пациентки. «Перед поступлением в институт я находилась на
перекрестке жизненных дорог и практическим уверена, что пошла не по той, так
как к этому были все предпосылки. В голове был полный хаос, казалось, что
иду у тупик, полная атрофия любви и нежности, которые я испытываю сейчас.
Проявлялась даже ч\ черствость к самым близким мне людям. Я только сейчас
это ощутила, как будто бы была «спящей красавицей» лет десять и вдруг
проснулась, стала что-то чувствовать, ощущать запахи цветов, замечать
звезды, появилось настоящее чувство радости. Даже хочется мечтать это
чувство вообще из глубокого детства…»
Мазохист ищет к
аналитику, чтобы стать свободным. Он отождествляет себя со своими
побуждениями. А что чувствует носительница истерического характера? Она
осознает, что что-то вышло из-под ее контроля. Она хочет вернуть эту
способность и в то же время может понимать, что это невротично. Пишет
пациентка. «До станции метро шла пошла пешком и всю дорогу плакала, то тихо,
то громко. Понять причину не могла и поэтому не могла остановить слезы. Все
как-то всколыхнулось, обрушилось одновременно - и жалость к себе, и
нелюбовь, и чувство вины перед всеми сразу. Постоянно всплывало
«контролируемые эмоции». Почему сознание постоянно возвращалось к этому? В
какой-то момент подумала, что меня нельзя любить, потому что я пресная. И
вдруг, как вспышка – озарение. Вся моя жизнь под контролем, каждая моя
мысль, каждое чувство, эмоция. И только любовь не поддается моему контроль.
Вот от чего эти слезы… Значит, я полюбила (20 лет затишья и вот!) Загнать
это чувство под контроль не удалось. Зато удалось благополучно разрушить
чувство этого человека ко мне…»
Александр Лоуэн
задает вопрос: каким образом истерический характер сознательно отождествляет
себя с сопротивлением и контролем, а мазозист – с побуждением и свободой
экспрессии? Напомним, что истерический характер – это генитальная структура,
а оральный и мазохистский – догенитальные. Поскольку, разъясняет Лоуэн,
генитальность установлена достаточно прочно, организм обладает взрослой
организацией энергии. Энергетический маятник, движение которого представляет
собой принцип реальности и создает основу Я-восприятия, «заякорен» в обоих
концах тела – мозге и гениталиях. Пока сохраняются эти «два якоря», организм
способен регулировать баланс между количеством выработанной и разряженной
энергии. И пока истерический характер поддерживает этот баланс, он способен
избегать тревожности, сохранять контроль и контактировать с реальностью.
Может ли этот
невротический механизм регуляции отказать? Безусловно. Например, контроль
может оказаться слишком эффективным. Моя пациента сообщает о том, как она
постоянно регулирует свои мысли и чувства. В ее сознании даже вспыхивает:
«контролируемые чувства». Если поток энергии увеличивается, а разрядка
остается прежней, возникает тревожность. Бывает так, что у девочки
накапливается чувственная энергия, но нет реальной возможности ее
израсходовать.
Вот строчки уже
из другого дневника. «Я хочу сообщить вам, что рассталась со своим другом.
Это произошло самой собой, уже месяц как мы не общаемся. Он стал каким-то
апатичным. Я почти не жалею, что произошел разрыв. Если ему будет нужна моя
помощь, я всегда ему помогу и поддержу его. Обидно, что я теряю любимых
людей, это уже второй человек, который уходит от меня. И тот, и этот,
расставаясь со мной, говорили, что относятся ко мне как к сестре. Мне
кажется, что это происходит потому, что подсознательно я ищу в них папу,
которого потеряла в детстве. Он умер, когда мы было 14 лет. Я его плохо
помню, но всегда хочу быть на него похожей – во всем. Со своими молодыми
людьми я веду себя по-разному. Я могу быть женщиной-любовницей, но в
основном во мне живет потребность в том, чтобы меня берегли, охраняли,
относились как к маленькой девочке: гладили по головке, прижимали к груди,
жалели, заботливо руководили мной. Молодые люди хотят видеть во мне женщину,
а я сюсюкаю, как маленькая…»
Когда Фрейд
начинал свою терапевтическую практику, флирт был в моде. Господствующая
культура пыталась подавить чувственность. Сексуальность находила свое
выражение в кокетстве. Складывалась определенная практика флирта. Запись в
альбом, смелый комплимент, рассказанная история с подтекстом, пламенные
взоры, выражающие страсть». Сейчас это не характерно для российской
культуры. Конечно, можно изредка встретить в «Московском комсомольце»
объявления вроде «Знакомства не для брака. Флирт…». Внешние проявления
истерического характера под влиянием изменений в современной сексуальной
морали стали иными. Но преобразилась ли структура либидо? Нет, она осталась
неизменной…
Носительница
истерического характера страшится не только сексуальных отношений. Ее испуг
относится также и к эмоциональному компоненту. Она страшится сильной
эмоциональной вовлеченности. Ощущая чувственные импульсы, ее гениталии дают
согласие, но сердце отвечает отказом. Как только душа посылает в генитальный
аппарат сильные чувствования, в нем рождается тревожность. Поэтому
разряжается обычно только незначительное количество энергии. Любовь
оказывается разведенной к двум полюсам: нежности и чувственности. Пока в
подсознании женщины сохраняется инцестуозная привязанность, это расщепление
неустранимо…
Когда молодые люди только
начинают встречаться, немедленная разрядка оказывается еще невозможной,
возникает нормальная любовная тревожность. Но эта тревожность может
оказаться патологической, если вступают в действие факторы подавления
чувственности. Любое заметное снижение разрядки энергии при сохранении ее
прежнего количества рождает тревогу: Фрейд еще в ранних работах подчеркивал,
что недостаточное наслаждение, полученное при половом акте, рождает
тревожность.
Если внезапно
количество энергии возрастает (предположим, родилось увлечение или любовь),
то тревога неизбежна. Она переходит в соматический симптом. Так конфликт
всплывает уже не психическом уровне. Невроз страха, по Фрейду, - это
соматический дубликат истерии. Приступ истерии - это феномен взрыва. Но это
не просто специфическое напряжение, которое обнаруживается у «оральника»
или мазохиста. Ригидность истерического характера охватывает все телесные
процессы. Организм буквально «схватывается» панцирем.
Сексуальное
желание носительницы истерического характера заблокировано страхом, который
вызван изначально отвергнутой отцам детской сексуальности. Но может ли она
обнаружить злость. Это чувство уменьшено реальным желанием. Злость не может
высвободиться, пока не подавлено сексуальное влечение к отцу. Подавленная
злость и гордость закрывают доступ к вытесненному желанию. Это и создает
препятствие для сближения с мужчиной.
Иногда истеричка
становится покорной. Но это нельзя рассматривать как проявление любви.
Женщина бессознательно стремится переложить ответственность за половой акт
на мужчину. Под показной покорностью прячется агрессивная установка, которая
и открывает возможность для сексуальной разрядки. Если мужчина преследует
женщину, то это помогает ей уменьшать страдание от той обиды, которая
связана у нее с непризнанной и отвергнутой сексуальностью. Если женщина
отдалась мужчине, то она использует этот акт как основание мести всем
мужчинам. Таким образом, если сексуальная покорность восстанавливает Эдиповы
отношения, то теперь они воспринимаются носительницей истерического
характера как удовлетворительные.
Фрейд, описывая
истерический характер, обратил внимание на сложный замес романтического
обожания и сексуального вожделения, свойственный этому психологическому
типу. Раскрывая тайны детской сексуальности, австрийский психиатр показал,
что девочка, будущая носительница истерического поведения, испытывает к отцу
и поклонение, и влечение. Отсюда и ее взрослая драма: она обольщает мужчин,
но не отдается им. Она женщина- вамп, и ей трудно предать отца и
предпочесть другого человека. Однако сексуальная революция многое изменила.
Парадоксально, но сегодня, когда секс стал доступным, истерическая женщина
больше всего боится трепетного поклонения. Своего взволнованного рыцаря,
который намекнул на ее божественность, она горестно наставляет: «Слушай,
только давай без этого… Без цветов и признаний. Нам так хорошо было в
постели, а ты взял и все испортил… Эх, зануда!»
Сексуальная
революция, прогремевшая на Западе и докатившаяся до нас, сделала свое благое
дело: она растормошила деловых людей, увлеченных накоплением денег, холодных
красавиц, воспитанных викторианским аскетизмом, юношей бледных, со взором
горящим. Европа отряхнулась от банальных предрассудков, от вымороченных
комплиментов: «Как бы я хотел быть нежным шарфиком, обнимающим вашу лилейную
шейку!». Революция показала, какую огромную роль играет сексуальность в
жизни людей.
Но, пожалуй,
сегодня сексуальная революция переступила за свои пределы. Американская
исследовательница Джейн Рейнуотер справедливо отмечает: в наши дни
невротиком можно назвать не ту женщину, которая стыдится секса, а ту,
которая в отчаянии, что не является рекордсменкой по числу испытанных
оргазмов. И теперь психотерапевтам приходится внушать: «не бойтесь
переживать стыд, волнение, трепет и даже страх… Это нормально… Когда человек
ничего не боится, он далеко не всегда сексуален»
Страх перед
чувственностью присущ не только истерическому характеру. «оральника», к
примеру, противостояние сексуального влечения и страха выражено сильнее.
Мазохист вообще может впасть в состояние паники под влиянием сексуальных
импульсов. Желания мазохиста вполне осознанны, но сдержанны и подавлены.
Иначе говоря, он не отдает себе отчета в том, что сдерживает свои
сексуальные чувства. Мазохистское сжимание, скручивание и проталкивание
либидозной энергии, призванные добиться сексуальной разрядки, сам мазохист
не оценивает как способ преодолеть сопротивление. У истерички сексуальные
желания подавлены, но они в значительной мере бессознательны. Человек такой
структуры будет удивлен, если указать ему на сексуальный смысл его
поведения.
Гуревич Павел, доктор философских наук, зав. сектором
Института философии РАН, доктор философских наук, профессор, директор
Института психоанализа и социального управления